Посвящение Мастера оставляет некое чувство незавершенности. Пусть даже мы все являемся наследниками погибшего Достопочтенного Мастера, пусть стройка продолжается – но мы все равно остаемся у свежей могилы и не можем больше пользоваться исходным Словом – даже если знаем благодаря некоторым из наших Обрядов, что оно не потеряно, а просто скрыто.

Гибель Мастера предвещает разрушение Храма и вавилонский плен – и дальнейший путь скрывается во тьме. К счастью, мы знаем продолжение истории – и это продолжение указывает нам на символический – но и на вполне реальный смысл нашей работы.

Когда «дело Мастера», которое легло в основу третьей масонской степени, стало передаваться практически всем избывшим свой срок Компаньонам, соответствующее ему посвящение разделилось на две части. Первая из этих частей – так называемая «английская» степень, стала тем, что мы сейчас называем степенью Мастера. Вторая же – «шотландская» часть – изначально передававшая только бывшим Досточтимым Лож – легла в основу современной Королевской Арки.

Называть Ложи этой новой степени «шотландскими» начали очень рано – первые упоминания о них известны около 1735 года – когда даже степень Мастера еще не полностью устоялась. Это название – которое было скорее данью уважения к Шотландии как к главному центру «доисторического» Масонства, чем знаком реальной связи с шотландскими источниками – прижилось только в континентальной Европе, где оно вылилось в создание системы из нескольких десятков Уставов и нескольких сотен «дополнительных степеней». На территории же Британских островов этот древний обряд сохранился в достаточно близком к изначальному виде. И стал единственным общепризнанным дополнением к Мастерству – системой Королевской Арки или, как ее еще иногда называют по-русски, Царственного Свода.

В основу легенды Арки легло строительство Второго Храма после возвращения народа Израиля из вавилонского плена. Ключевым моментом посвящения Арки становится возвращение утерянного
Слова – точнее говоря, возвращение возможности использовать это Слово для освящения работ над восстановлением Храма.

Посвящаемый становится участником этого восстановления – и на своем опыте понимает, что даже самая непрестижная работа может оказаться исключительно важной – если осуществляется как часть общего дела и если делается с пониманием общей цели.

Собственно, эта общая цель – прославление имени Всевышнего, без которого любой труд в конечном итоге становится тщетным. Ради этого мы строим Храмы – и ради этого собираемся в Ложах и постепенно проникаемся смыслом работ – в которых важно не только как именно обрабатывать свой камень, но и для чего это должно делаться.

В отличие от символических Лож, Капитул Королевской Арки управляется совместно тремя Компаньонами – именуемыми Принципалами – каждый из которых представляет одну из традиционных ветвей власти – пророческую, священническую и царскую. Как и пост Досточтимого Мастера, каждый из постов Принципалов дает доступ к особому посвящению – и прохождение последней из этих кафедр окончательно завершает цикл посвящений Мастера Каменщика.

В Шотландии, Ирландии и в некоторых древних английских Капитулах – в частности, тех, которые следуют Бристольской системе – Королевская Арка включает особую церемонию прохождения занавесей, которая была исключена из общепринятых текстов или стала частью других степеней. Это создает определенные проблемы в посвятительском общении в рамках Арки – к примеру, английские Компаньоны не могут
посещать шотландские Капитулы, не пройдя предварительно через шотландский вариант церемонии, который – судя по всему, справедливо – считается более древним.

В Америке любовь к иерархиям и систематизации не обошла и Королевскую Арку. Этот ритуал стал частью Йоркского Устава в качестве его седьмой степени – сильно при этом видоизменившись. Как и в символических степенях, в американском масонстве большая часть посвятительских практик Йоркских степеней пришла из Ирландии – поэтому там мы имеем похожую, но не идентичную легенду, причем даже
порядок постов Принципалов там изменен.

Изначальное «шотландское посвящение», попав в тридцатых годах XVIII века на европейский континент, стало основой многочисленных «градусов» в различных системах дополнительных степеней. Ввиду близкой связи английского масонства с континентальной Европой некоторые из этих степеней сохранили некоторую – пусть и просто генеалогическую – связь с исходной Королевской Аркой. Это можно сказать о 13 и 14 градусе ДПШУ, о втором ордене Французского Устава, о 7 градусе Устава Мемфис-Мицраим версии Сери и о некоторых других, менее известных, системах.

Сама по себе Королевская Арка открывает своим посвященным путь в многочисленные ордена и степени англо-саксонской системы – в Англии она даже считается практически обязательным условием для вступления в ДПШУ – который там практикуется начиная с 18 градуса. Все эти ордена требуют от вступающего в них Мастера полной масонской квалификации – которая достигается только после знакомства с легендой и инструментами, предоставляемыми Аркой.

Легенды и ритуал Королевской Арки исключительно богаты – достаточно сказать, что полная церемония посвящения там – в зависимости от квалификации Принципалов – может длиться больше двух часов. Несмотря на это, как это обычно бывает в масонских ритуалах, далеко не все там «лежит на поверхности»,
то есть прописано в ритуалах прямо. Для того, чтобы понять всю глубину смысла Древнего Мастерства, передаваемого в этой степени и по-настоящему проникнуться его смыслом, требуется несколько лет упорной работы. Включающей заучивание наизусть немалых объемов текста. Но работа эта стоит затраченных усилий.